Книжный каталог

Центральный Государственный Архив Литературы И Искусства СССР. Путеводитель

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

В книге дается описание литературных фондов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Путеводитель Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Путеводитель 179 р. bookvoed.ru В магазин >>
Государственный музей этнографии народов СССР. Путеводитель Государственный музей этнографии народов СССР. Путеводитель 191 р. bookvoed.ru В магазин >>
Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Путеводитель Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Путеводитель 300 р. ozon.ru В магазин >>
Государственный музей этнографии народов СССР. Путеводитель Государственный музей этнографии народов СССР. Путеводитель 117 р. ozon.ru В магазин >>
Реализмы. Путеводитель по залам главного штаба Реализмы. Путеводитель по залам главного штаба "Реализмы" 70 р. ozon.ru В магазин >>
Павел Губчевский Государственный Эрмитаж. Путеводитель Павел Губчевский Государственный Эрмитаж. Путеводитель 106 р. ozon.ru В магазин >>
Центральный Государственный Исторический Архив СССР в Ленинграде Центральный Государственный Исторический Архив СССР в Ленинграде 450 р. ozon.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (ЦГАЛИ)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (ЦГАЛИ)

Расстановка ударений: ЦЕНТРА`ЛЬНЫЙ ГОСУДА`РСТВЕННЫЙ АРХИ`В ЛИТЕРАТУ`РЫ И ИСКУ`ССТВА (ЦГАЛИ)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (ЦГАЛИ), одно из крупнейших архивохранилищ СССР. Орг. в 1941 в Москве. Наряду с материалами по литре и др. видам иск-ва ЦГАЛИ хранит материалы по истории сов. кинематографии. Основа кинофонда в ЦГАЛИ - архив М. М. Эйзенштейна, поступивший в 1949. С 1957 в ЦГАЛИ находится архив А. П. Довженко, с 1966 - архив В. И. Пудовкина. В ЦГАЛИ хранятся также архивы реж. Л. В. Кулешова, бр. Васильевых, М. И. Ромма, Я. А. Протазанова, Ю. А. Желябужского, В. К. Вис-ковского, А. Е. Разумного, Ю. В. Тарича, О. И. Преображенской, Б. В. Барнета, Е. А. Иванова-Баркова, П. П. Петрова-Бытова, Н. В. Экка, Л. Д. Лукова, И. А. Савченко, Е. В. Червякова; сц. Н. А. Зархи, В. К. Туркина, Г. Э. Гребнера, К. Н. Виноградской; актёров Б. А. Бабочкина, М. М. Штрауха, И. И. Коваль-Самборского, П. А. Подобеда, В. Е. Куинджи, В. С. Бужинской; худ. В. Е. Егорова, С. В. Козловского, Б. В. Дубровского-Эшке, В. В. Баллюзека. Кроме того, здесь хранятся архивы кинодокументалистов Д. Вертова и Р. Г. Григорьева, реж.-мультипликатора М. М. Цехановского, режиссёра науч.-популяр. фильмов С. Д. Бубрика, композиторов, кинооператоров, киноведов и др. В 1979 в ЦГАЛИ поступил архив Р. Л. Кармена. Большой материал по истории сов. кинематографии первых послереволюц. лет сосредоточен в фонде историка кино Г. М. Болтянского. Дореволюц. кинематография представлена в ЦГАЛИ архивом И. И. Мозжухина, полученным из-за рубежа. Фонды кинематографистов содержат рукописи сценариев, реж. разработки, переписку, воспоминания, а также фотоснимки рабочих моментов, рисунки, ноты и др. Кроме личных фондов кинематографистов, в ЦГАЛИ хранятся архивы адм.-производств. и обществ. киноорг-ций ("Госкино", "Совкино", К-та по делам кинематографии, Мин-ва кинематографии, к/ст "Мосфильм", им. Горького, "Союзмультфильм", ЦСДФ, АРРК, ОДСК, СК СССР и др.).

Кинодокументы ЦГАЛИ используются сов. и заруб. киноведами в работе над монографиями по истории сов. кинематографии, в многочисл. публикациях. При участии ЦГАЛИ подготовлены собрания сочинений Эйзенштейна (1960 - 64), Довженко (1967 - 69), Ромма (1980 - 82), сб. "Из истории кино" (в. 1 - 10, 1958 - 1977); готовится к изданию лит. наследие Кулешова и Вертова. Документы по истории сов. кинематографии публикуются также в сб. "Встречи с прошлым" (в. 1 - 4, 1970 - 82). Материалы ЦГАЛИ используются для разл. экспозиций, выставок, поев, истории сов. кино.

Гос. архивы Союза ССР, М., 1956, с. 46 - 50; ЦГАЛИ СССР. Путеводитель, в. 1 - 4, М., 1959 - 75; Красовский 1С)., Материалы по истории сов. кинематографии в ЦГАЛИ СССР, в кн.: Из истории кино, в. 1, М., 1958, с. 134 - 45; его же, Кинематографич. материалы в ЦГАЛИ, там же, в. 9, М., 1974, с. 176 - 87.

  1. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.

При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:

Источник:

istoriya-kino.ru

Центральный государственный архив литературы и искусства СССР

Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Путеводитель Описание товара

Центральный государственный архив литературы и искусства СССР был организован для концентрации в нем документальных материалов по литературе и различным формам искусства (театр, музыка, живопись, кинематография и др.).

В ЦГАЛИ сосредотачивались фонды соответствующих государственных учреждений, общественных организаций, учебных заведений, театров, музеев, издательств, редакций газет и журналов, как дореволюционного так и советского периода. Настоящий путеводитель имеет три основных раздела: 1.

Личные фонды. 2. Коллекции и собрания. 3.

Фонды учреждений и организаций. Личные фонды расположены в алфавитном порядке, по фамилиям фондообразователей.

Частные коллекции даны в алфавите фамилий коллекционеров, коллекции учреждений в хронологии начальных дат собранных в них документальных материалов. Раздел коллекций завершается собраниями, организованными самим архивом из отдельных документов по номинальному признаку (рукописи, письма, фото).

Похожие товары

Росмэн Чудеса родной природы

Карл Каутский Значение стачки горнорабочих в Руре

  • serge к записи Батуты: всё что необходимо знать об этой полезной мебели
  • serge к записи Какие инструменты нужны парикмахеру для работы
  • Wicimir к записи Свободное время студентов обучающихся в Польше
  • Владислав к записи Как распознать редкие монеты
  • serge к записи Как узнать стоимость акции

Информационно новостной портал Senao.org – это самые свежие, актуальные и интересные новости со всего мира. Ключевая цель портала Сенао.орг — объективное и главное своевременное освещение новостей, событий, новинок, которые ежечасно появляются в мире.

ВНИМАНИЕ: частичное (цитирование) или полное использование материалов «Информационно новостного портала Senao.org» разрешается только при условии указания источника, для интернет-сайтов – активная гиперссылка.

Наш адрес: г. Москва, Барабанный переулок, дом 3. Контакты

Источник:

www.senao.org

Архивы альные йский государственный архив литературы и искусства

Центральный государственный архив литературы и искусства СССР. Путеводитель

Научно-справочный аппарат

Общие справочники

Archives of Russia (2000), P. 213–219; Архивы России (1997), С. 172–175; Лит. архивы (1996), С. 33–40; ФАР НСА (1994), С. 62–69; Справочник ГА (1989), С. 40–45; Справочник (1983), С. 35–38, 356–360; PKG M&L (1972), P. 143–152; прилож. (1976), P. 36–37.

b-165. Российский государственный архив литературы и искусства: Путеводитель по архиву/ Russian State Archive of Literature and Art: The Complete Archive Guide/Russisches Staatsarchiv fur Literatur und Kunst-Voll-Standiger Archivfuhrer / Сост. К.Б. Вашик, Н.Б. Волкова. Ред. К.Б. Вашик, Н.Б. Волкова. Munich: K.G. Saur, 1996. Издание на CD-ROM. [РГАЛИ; Lotman Institute of Russian and Soviet Culture (Bochum, Germany)] (Биб: IU)

Включает сведения из 7-томной серии путеводителя по архиву (b-166), включая последний изданный том по рассекреченным материалам (b-167). Предоставлена возможность полнотекстового поиска информации по аннотациям. Не содержит библиографии опубликованных путеводителей и других справочников. См. рецензии Н.В. Котрелева в кн. Новое литературное обозрение (1997, № 27) и М. Стайнберга и Х. Салливан в Slavic Review (summer 1997).

b-166. Центральный государственный архив литературы и искусства СССР: Путеводитель. М., 1959–. Составители и редакторы изменялись. К 1998 г. опубликовано 7 тт. [ГАУ].

[Т. 1]: --. Искусство / Сост. К.Н. Кириленко и др. Ред. Н.Ф. Бельчиков, Ю.А. Дмитриев. М., 1959. 445 с.

[Т. 2]: --. Литература / Сост. Н.Б. Волкова. Ред. Н.Ф. Бельчиков, А.А. Волков. М., 1963. 810 с.

Т. 3: --. Фонды, поступившие . . . в 1962–1966 гг. М.: ГАУ, 1968. 484 с.

Т. 4: --. Фонды, поступившие . . . в 1967–1971 гг. / Ред. Н.Б. Волкова и др. М., 1975. 563 с.

Т. 5: --. Фонды, поступившие . . . в 1972–1977 гг. / Ред. Н.Б. Волкова и др. М., 1982. 496 с.

Т. 6: --. Фонды, поступившие . . . в 1978–1983 гг. / Ред. Н.Б. Волкова и др. М., 1986. 435 с.;

Т. 7: Российский государственный архив литературы и искусства: Путеводитель: Фонды, поступившие . . . в 1984–1992 гг. / Ред. Е.В. Бронникова, Н.Б. Волкова, С.В. Шумихин и др. М.: Русское библиографическое об-во: In-Quarto/ "Инженер", 1998. [Росархив; РГАЛИ] (Русское библиографическое об-во, "Academia Rossica". Т. 7).

Т. 8: Российский государственный архив литературы и искусства: Путеводитель: Фонды, поступившие в 1993–2000 гг. / Федеральное архивное агентство, РГНФ, РГАЛИ; Ред. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова. – М.: "Российская политическая энциклопедия", (РОССПЭН), 2004. – 672 с.

Восьмой том путеводителя включает характеристики архивных фондов, поступивших на государственное хранение в период с 1993 по 2000 г., а также информацию о фондах или частях фондов, которые находились ранее на специальном (закрытом) хранении. В путеводитель включен перечень "Периодические и продолжающиеся издания, альманахи и сборники Русского зарубежья в Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ (1917–1999)".

Основная серия путеводителей по РГАЛИ. Седьмой том путеводителя включает сведения о новых поступлениях с 1983 года, а также информацию о фондах, переведенных в 1988–1992 гг. со "специального" на открытое хранение. Особенно важно, что в него вошли сведения о рассекреченных фондах и документах эмигрантов и репрессированных писателей (многие из этих фондов включены в вышедший ранее список – см. b-167). Имеется версия справочника на CD-ROM (b-165).

b-167. Краткий путеводитель по бывшему спецхрану РГАЛИ: (по состоянию на 1 октября 1993 г.)/ Archives d'Оtat de Russie de litterature et d'art (Оtat au 1er octobre 1993) / Сост. С. Шумихин. Ред. С. Шумихин. Mосква;Paris: Institut d'Гtudes Slaves, 1994. 96 с.

Включает сведения о рассекреченных фондах и документах эмигрантов и репрессированных писателей. Большая часть информации вошла в 7-й том путеводителя по архиву (b-166).

b-168. Центральный государственный архив литературы и искусства: Путеводитель / Ред. Н.Ф. Бельчиков. М., 1951. 626 с.

Устаревшая версия путеводителя переработана в b-165 и b-166. Описания многих фондов значительно отличаются от современных.

b-169. Центральный государственный архив литературы и искусства СССР: Справочник. М., 1988. 64 с. [Главархив]

Краткий обзор архивных фондов.

b-170. Встречи с прошлым: Сб. [неопубл.] материалов Центрального государственного архива литературы и искусства СССР. М.: Сов. Россия, 1970К 1996 г. опубликовано 10 т. Не регулярно. [ЦГАЛИ СССР/РГАЛИ]

Т. 1: 1970. 381 с.; 2-е изд.: 1983. 352 с.

Т. 2: 1975. 397 с.; 2-е изд.: 1985. 352 с.

Т. 3: 1978. 475 с.; 2-е изд.: 1980. 475 с.

Т. 4: 1982. 508 с. Т. 5. 1984. 447 с.

Т. 7: М.: Русская книга, 1996. 492 с.

Т. 8: М.: Русская книга, 1996. 496 с.

Т. 9: М.: Русская книга, 2000. 480 с.

Т. 10: М.: РОССПЭН, 2004. 765 с.

Научно-популярная архивная серия. Имеет два основных раздела-публикации и сообщения о документах и обзоры архивных фондов. В 1980-е гг. переиздавались отдельные тома.

Специализированные справочники – опубликованные:

Обзоры фондов и каталоги по материалам РГАЛИ, в том числе по личным фондам см. в ФАР НСА (1994), С. 62–69. См. также межархивные описи и каталоги по фондам ряда известных авторов, таких как А. Белый, А. Блок, Ф. Достоевский и В. Маяковский. Материалы архива по истории Русской православной церкви см. в Ист. РПЦ (1995), С. 121–125.

Серия описей РГАЛИ

Серия описей, издаваемая РГАЛИ (за исключением b-173 и b-174) является кратким описанием содержания фонда конкретного лица. Кроме двух исключений (b-186 и b-187), эти описи не содержат ни библиографии, ни ссылок на публикации рукописей.

b-171. Брюсов, Валерий Яковлевич (1873–1924): Опись документальных материалов личного фонда № 56 / Ред. Н.А. Сербова. М., 1950. 16 с. [ГАУ]

b-172. Васнецов, Виктор Михайлович (1848–1926): Опись документальных материалов личного фонда № 716 / Ред. А.Н. Щекотова. М., 1949. 16 с. [ГАУ]

b-173. Герцен, Александр Иванович (1812–1870): Опись документальных материалов фонда № 129 / Ред. Б.П. Козьмин. М., 1951. 31 с. [ГАУ]

Более раннее описание материалов Герцена, хранящихся ныне в РГАЛИ, см. в серии ГЛМ (b-189.4).

b-174. Гоголь, Николай Васильевич (1809–1852): Опись документальных материалов личного фонда № 139 / Ред. Н.И. Прокофьев. М., 1951. 20 с. [ГАУ]

b-175. Греков, Митрофан Борисович (1882–1934): Опись документальных материалов личного фонда № 1996 / Сост. Е.Р. Коган. Ред. А.Н. Тихомиров. М., 1955. 50 с. [ГАУ]

b-176. Короленко, Владимир Галактионович (1853–1921): Опись документальных материалов личного фонда № 284 / Ред. Н.Л. Бродский. М., 1949. 24 с. [ГАУ]

b-177. Юрий Крымов (Беклемишев, Юрий Соломонович) (1908–1941): Опись документальных материалов личного фонда № 593 / Ред. Е.М. Болотин. М., 1949. 14 с. [ГАУ]

b-178. Макаренко, Антон Семенович (1888–1939): Опись документальных материалов личного фонда № 332 / Ред. Г.С. Макаренко. М., 1950. 28 с. [ГАУ]

b-179. Некрасов, Николай Алексеевич (1821–1878): Опись документальных материалов личного фонда № 338 / Ред. И.Н. Розанов. М., 1949. 34 с. [ГАУ]

b-180. Огарев, Николай Платонович (1813–1877): Опись документальных материалов личного фонда № 359 / Ред. Б.П. Козьмин. М., 1950. 24 с. [ГАУ]

b-181. Островский, Николай Алексеевич (1904–1936): Опись документальных материалов личного фонда № 363 / Ред. Р.П. Островская. М., 1954. 29 с. [ГАУ]

b-182. Серафимович, Александр Серафимович (1863–1949): Опись документальных материалов личного фонда № 457 / Ред. В.И. Попова. М., 1955. 130 с. [ГАУ]

b-183. Тургенев, Иван Сергеевич (1818–1883): Опись документальных материалов личного фонда № 509 / Ред. Н.Л. Бродский. М., 1951. 27 с. [ГАУ]

Более раннее и подробное описание материалов Тургенева, хранящихся ныне в РГАЛИ, см. в серии ГЛМ (b-189.1).

b-184. Фурманов, Дмитрий Андреевич (1891–1926): Опись документальных материалов личного фонда № 522 / Ред. Е.М. Болотин. М., 1949. 8 с. [ГАУ]

b-185. Чайковский, Петр Ильич (1840–1893): Опись документальных материалов личного фонда № 905 / Сост. Г.Д. Андреева. Ред. В.А. Киселев. М., 1955. 19 с. [ГАУ]

b-186. А.П. Чехов: Рукописи, письма, библиографические документы, воспоминания, театральные постановки, рисунки, фотографии: Описание материалов ЦГАЛИ СССР / Сост. В.П. Нечаев, Ю.М. Миркина. Ред. Ю.А. Красовский. М.: Советская Россия, 1960. 272 с. [ГАУ]

Имеются библиографические ссылки на опубликование рукописей из фонда. Включает также сведения о переписке и других материалах о Чехове из ряда фондов РГАЛИ.

b-187. Чернышевский, Николай Гаврилович (1828–1889): Опись документальных материалов личного фонда № 1 / Ред. Б.П. Козьмин. М., 1955. 118 с. [ГАУ]

Имеются библиографические ссылки на опубликование рукописей из фонда. Имеются краткие сведения о материалах по Чернышевскому из других архивов быв. СССР.

b-188. Шишкин, Иван Иванович (1832–1898): Опись документальных материалов личного фонда № 917 / Ред. А.Н. Щекотова. М., 1949. 14 с. [ГАУ]

Серии Государственного литературного музея (ГЛМ)

b-189. Бюллетени Государственного литературного музея (Бюллетени ГЛМ). 8 тт. М.: Журнально-газетное объединение, 1935–1949. Тт. 6–8 (1941–1949) имели название Каталоги. [ГЛМ]

Издание редактировалось В.Д. Бонч-Бруевичем. Содержит подробные описания и/или описи рукописных материалов, хранившихся в то время в ГЛМ и переданных затем в Гослитмузей, Музей Л.Н. Толстого и Пушкинский Дом.

b-189.1. И.С. Тургенев. Рукописи, переписка и документы / Сост. К.П. Богаевский. Ред. Н.П. Чулков. М., 1935. 182 с. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 1).

Менее подробное описание материалов, чем было сделано после передачи их в ЦГАЛИ (b-183).

b-189.2. А.Н. Островский, Н.С. Лесков. Рукописи, переписка, документы / Сост. Н.П. Кашин. Ред. Н.П. Кашин. М., 1938. 230 с. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 3).

b-189.3. Лубок. Ч. 1: Русская песня / Ред. В.М. Сидельников. М.: Изд. ГЛМ, 1940. 273 с. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 4).

b-189.4. Герцен, Огарев и их окружение: Рукописи, переписка и документы / Сост. Л.Е. Барсуков, и др. Ред. Б.П. Козьмин. М., 1940. 440 с. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 5).

Основная часть материалов ныне хранится в РГАЛИ. См. также менее подробное описание в b-176.

b-189.5. Латышские сказки / Ред. В.М. Сидельников. М.: Изд. ГЛМ, 1941. 72 с. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 6).

b-189.6. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рукописи и переписка / Сост. Б. Удинцев, и др. Ред. В.Д. Бонч-Бруевич. М., 1949. (Бюллетени Государственного литературного музея. Т. 8).

Источники по истории евреев

Список фондов по истории евреев см. Док. ист. евр. (1997), С. 192–259.

b-190. Элиасберг Г., Вексельман Л. Обзор документальных источников по истории евреев в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. М.: Еврейское наследие, 1997. [15] с. (Еврейский архив. Т. 8).

Менее подробное описание, хотя включает несколько фондов, не охваченных в Док. ист. евр. (1997).

Специализированные справочники – неопубликованные:

В связи с 190-летним юбилеем (2004 г.) со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в РГАЛИ была проведена работа по выявлению по СНСА архива документов о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. В результате этой работы главным специалистом Е.Ю. Филькиной было выявлено 414 документов и составлен "Перечень документов М.Ю. Лермонтова и о нем, хранящихся в фондах РГАЛИ".

Источник:

new.rusarchives.ru

Архивы литературы и искусства

Архивы литературы и искусства

Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить. Однако, по ряду причин эти документы большей частью рассредоточены. Нередко документы одного и того же лица хранятся в составе фондов государственных архивов, в рукописных отделах библиотек, в бесчисленных музеях и различных учреждениях. Эта децентрализация усугубляется еще тем, что личные архивы, даже имеющие национальное и мировое значение, являются личной собственностью. Становясь предметом купли – продажи, они распыляются, и порой вывозятся за пределы своей страны. А вопросы собирания и хранения документов литературы и искусства уже давно тревожат архивистов.

В силу исторически сложившихся условий, материалы по литературе и искусству во всех странах в течение нескольких веков преимущественно откладывались в рукописных отделах библиотек и музеев. Этому способствовали на первых порах связь рукописи с книгой, собирание библиотеками манускриптов, а также и то обстоятельство, что архивы, являясь государственными учреждениями, принимали преимущественно официальную документацию. Материалы частного происхождения туда, как правило, не поступали. Во многих странах и поныне основными хранилищами документальных материалов по истории литературы и искусства являются рукописные отделы крупных национальных, муниципальных, университетских библиотек (напр., во Франции, Великобритании, Австрии, Италии, Швейцарии, Польше и многих других странах). Поэтому при работе с творческим наследием какого-нибудь человека возникают определенные трудности, если, например, наследие это рассредоточено одновременно по музеям, библиотекам, архивам (хорошо, если в одном городе).

В данном случае помог бы хорошо разработанный НСА к фондам литературы и искусства. Но ни музеи, ни библиотеки, да и архивы в достаточной мере этим не обладают.

Широкую информацию о материалах личного происхождения, в том числе и личных фондах деятелей литературы и искусства, дает указатель «Личные фонды в государственных хранилищах СССР», подготовленный при участии Главархива СССР. 2 тома вышли в 1962–1963 гг., 3 том – 1980. HTML-версия размещена на «Архивах России». + справочники архивохранилищ музеев и библиотек (на том же сайте).

Помочь проблеме использования, а также комплектования и хранения может координация деятельности рукописных отделов музеев, библиотек и других учреждений, занимающихся собиранием, хранением и использованием документов литературы и искусства (личные контакты, конференции, совещания и т.п.).

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства – РГАЛИ («Архив муз»). Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность. Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул. Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н. П. Барсукова и Н. И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А. С. Суворина; из Московского областного архива – материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве – фонды Н. П. Огарева, А. Н. Островского. Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И. К. Айвазовского, А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П. И. Чайковского, поэта Н. М. Языкова, из подмосковного имения Мураново – архивы поэтов Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н. Г. Чернышевского – архив Н. Г. Чернышевского, из Полтавы – материалы В. Г. Короленко, из Киева – Н. В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А. А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К. И. Чуковского, К. Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

1. литературных фондов,

2. фондов искусств,

4. научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н. А. Островского, В. Э. Мейерхольда, С. С. Прокофьева, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина, С. М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии – 30 писем С. М. Степняка-Кравчинского; из США – автографы С. А. Есенина, материалы о Л. Н. Толстом, из Югославии – письма И. Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

3 029 фф., 1 300 000 ед. хр., ХVIII в. – 2005 г. (отдельные документы – ХIV, ХVI, ХVII вв.)

фонды учреждений – 351 фф.;

личные фонды – 2 677 фф.;

микрофильмы – около 6 000 000 кадров. 1 ф.,

В настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия – с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Документы хранятся в двух основных архивохранилищах – фондов учреждений и организаций и фондов личного происхождения.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами прежде всего общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811–1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859–1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры – Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936–1953) и РСФСР (1938–1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925–1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953–1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства – Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917–1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920–1932), Союза писателей СССР (1932–1991) и его предшественников – литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934–1991) и РСФСР (1957–1991), Союзов художников (1957–1991), архитекторов (1932–1991), кинематографистов (1965–1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757–1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926–1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть условно разделена на три группы: управленческую, отражающую административные функции учреждения; по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников; непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера – отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине ХIХ в., является фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских – «Остафьевский архив». В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени. Здесь имеются письма Пушкина, Державина, Чаадаева, Гоголя.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Достоевского, И. А. Гончарова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ - начала ХХ века отражена в материалах Островского, Чехова и др. «Серебряный век» русской литературы представлен фондами Ахматовой, Блока, М. И. Цветаевой, Л. Н. Андреева, И А. Бунина, А. И. Куприна.

В фондах С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. С. Грина, Ю. К. Олеши, К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, А. А. Фадеева и многих других писателей отражена история советской литературы. Театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И. Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Л. В. Собинова, М. И. Петипа.

Документы по истории отечественной музыки сосредоточены в фондах П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Шостаковича и др. Ценные материалы по истории изобразительного искусства содержатся в фондах Репина, Васнецова, Рериха, Нестерова, Петрова-Водкина. История зарождения и развития отечественного кино отражена в фондах Я. А. Протазанова, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейна, М. И. Ромма.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого).

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов – альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988–1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А. Белого, З. Н. Гиппиус, С. А. Есенина, М. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.

Фонды, поступившие в РГАЛИ в последнее время (2002–2005): Центральный Дом художника, Московская концертная организация «Москонцерт» (1970 – по настоящее время), Союз композиторов Москвы, Госкино РФ, Министерство культуры РФ и мн. др.

В мае 2006 в РГАЛИ поступил новый комплекс уникальных документальных материалов: творческие архивы Майи Михайловны Плисецкой и Родиона Константиновича Щедрина, безвозмездно переданные ими из Мюнхена в Москву. Новые документы органично пополнят уже хранящиеся в РГАЛИ личные фонды этих выдающихся представителей отечественной культуры уникальными свидетельствами деятельности за период с середины 1990-х годов XX века до наших дней.

2006–08–09 Рисунки известного архитектора и художника Якова Чернихова, пропавшие из РГАЛИ в Москве, сегодня должны вернуться на родину. По сведениям внука архитектора, Андрея Чернихова, речь идет о работах, выставленных на аукционе в Лондоне. Как сообщила вчера Росохранкультура, при проверке учета и хранения в РГАЛИ обнаружены факты хищения в особо крупных размерах рисунков с архитектурными и геометрическими фантазиями Якова Чернихова. Из РГАЛИ исчезло примерно 80% работ из 3000, которые находились здесь на хранении. Вместо подлинников подложили в дела «какие-то смешные даже не подделки, а школьные рисунки» – фраза Андрея Чернихова, внука архитектора и президента международного архитектурного благотворительного фонда им. Я. Г. Чернихова. По его мнению подмена была осуществлена в последние два года, т. к. до этого его фонд совместно с РГАЛИ занимались работой по составлению электронного каталога и паспортизацией каждого подлинника работ Якова Чернихова.

Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб) (Шпалерная ул., 34), выделен в 1969 из ЦГАОР, с 1988 Ленинградский ЦГАЛИ, с 1991 совр. назв. По объему документов является вторым архивохранилищем данного профиля в России (после РГАЛИ в Москве). Имеет св. 700 фондов, св. 270 тыс. ед. хр. (2002). Основу собрания составляют фонды творч. организаций и союзов писателей и журналистов (Пролеткульта, Ленингр. писательской орг-ции и др.), композиторов (фонды Ленингр. отделения Союза композиторов РСФСР, Ленингр. консерватории, филармонии, Академич. капеллы), художников (документы Ленингр. отделения Союза художников, Худож. фонда и др.), архитекторов, кинематографистов (киноиск-во представлено фондами к/ст «Ленфильм», кинопр-тий «Госкино», «Ленинградкино», акц. об-ва «Совкино»), театров, К-та по телевидению и радиовещанию и др. учреждений культуры, а также изд-в («Всемирная лит-ра», «Былое», «Прибой», Ленингр. отделения Госиздата, «Сов. писатель», «Худож. лит-ра», «Иск-во», «Дет. лит-ра»), журналов («Нева», «Звезда», «Аврора» и др.). В архиве имеются документы о создании первых сов. музеев, об учете и охране памятников старины, об ущербе, нанесенном им во время блокады 1941–44 и их восстановлении. Большую группу документов составляют личные фонды петерб. деятелей культуры.

Хорхордина Т. И. Д.и.н. (2004 г.), профессор (2005) кафедры истории и организации арх дела факультета архивного дела Историко-архивного института. Специалист в области истории отечественного архивного дела и архивоведения. Круг научных интересов – архивные реформы, организация и строительство отечественных архивов, философские и культурологические аспекты архивной деятельности в России и за рубежом. В РГГУ (МГИАИ) с 1987 г. Читает курс лекции «История архивов России новейшего времени», «История архивоведческой мысли», «Историческое архивоведение». Член Центрального совета Российского общества историков-архивистов. Почетный архивист РФ. Монография состоит из 3 глав:

1) Историко-теоретический анализ ключевых ахивоведческих понятий. (Обоснование герменевтического подхода, герменевтика понятия архив, архивоведение и наука об архивах).

2) От эмпирического архивоведения к основам науки об архивах (Эмпирическое архивоведение, архивоведение петровской Руси: истоки и последствия Ген регламента, Калачев, Самоквасов).

3) Класссическое архивоведение (КА). (КА как ступень развития науки об архивах, Лапо-Данилевский и гуманитарные основы КА, Союз рос архивных деятелей и КА, А. С. Николаев и роль историко-архивной общественности в становлении и развитии КА, кружок архивных работников им Лапо-Данилевского). Есть введение, заключение и примечания, составленные по главам.

Источник:

biofile.ru

Центральный Государственный Архив Литературы И Искусства СССР. Путеводитель в городе Астрахань

В этом интернет каталоге вы имеете возможность найти Центральный Государственный Архив Литературы И Искусства СССР. Путеводитель по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить другие предложения в группе товаров Книги. Ознакомиться с характеристиками, ценами и рецензиями товара. Доставка может производится в любой населённый пункт России, например: Астрахань, Владивосток, Калининград.